27 июня 2019 год
27 июня 2019 год
Рубрика ИНФОРМИРОВАНИЯ. Виды коммунальных услуг.
Пожалуй, самый сложный раздел во всей сфере ЖКХ, который нужно знать грамотному собственнику жилья, — это коммунальные услуги.Их всего шесть, это:
- холодное водоснабжение
- горячее водоснабжение
- водоотведение (то есть канализация)
- отопление
- газоснабжение
- электроснабжение.
Перечень коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в конкретном многоквартирном доме, зависит от степени благоустройства данного дома.
Кроме того, услуги по предоставлению горячей и холодной воды, а также электричества делятся на индивидуальные (то есть предназначенные для каждой конкретной квартиры) и общедомовые (то есть потребляемые в процессе пользования общим имуществом).
С 2015 года общедомовые коммунальные услуги (горячая вода, холодная вода и электричество) включаются в содержание общего имущества.
ПРИМЕР: Электричество, которое расходуется на то, чтобы освещать вашу кухню, — это индивидуальная услуга. Но электроэнергия, которая нужна для того, чтобы работал лифт или горела лампочка на лестничной клетке, — уже услуга общедомовая.
Каждый потребитель обязан полностью оплачивать коммунальные услуги индивидуального потребления и свою долю в общедомовых нуждах.
Исполнители коммунальных услуг
Вопрос, который в случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества волнует жителей, — кто отвечает за качество ресурса в конкретных сетях? Говоря юридическим языком, кто является исполнителем коммунальных услуг?
Исполнителями коммунальных услуг могут являться управляющие организации, ТСЖ, жилищные кооперативы, специализированные потребительские кооперативы, а в предусмотренных законом случаях — ресурсоснабжающие организации.
Если в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией или товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, специализированным потребительским кооперативом, то указанные организации по умолчанию являются исполнителями коммунальных услуг.
При этом предоставление коммунальных услуг собственникам указанными организациями возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями.
Ресурсоснабжающая организация (в рассматриваемом случае) отвечает лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы балансовой принадлежности сетей к исполнителю коммунальной услуги, как правило, до границы фундамента многоквартирного дома. Точное разграничение балансовой принадлежности сетей, а значит, и зон ответственности за них между ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ, ЖСК, СПК, управляющей организацией, выбранными в доме, осуществляется в договоре поставки коммунального ресурса между указанными организациями или в приложении
к нему.
В законе определен перечень случаев, когда исполнителем коммунальной услуги до конечного потребителя является ресурсоснабжающая организация. Это следующие ситуации:
1. В многоквартирном доме реализовано непосредственное управление.
2. Собственники на общем собрании решили взаимодействовать по коммунальным услугам напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя ТСЖ, ЖСК, управляющую компанию. Такой выбор не может быть сделан в отношении коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.
3. При наличии у управляющей организации или ТСЖ, ЖСК задолженности за предоставленные коммунальные услуги более чем за три расчетных месяца ресурсоснабжающая организация вправе начать работать с потребителями напрямую. При этом задолженность должна подтверждаться актом сверки или судебным решением.
С 2015 года управляющие организации несут ответственность за качество коммунального ресурса в рамках многоквартирного дома только в части ответственности за надлежащее содержание инженерных сетей. В остальных случая за качество отвечает ресурсоснабжающая организация. Вместе с тем у управляющей организации есть обязанность по представлению интересов собственников в отношениях с ресурсоснабжающими организациями по поводу предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и нарушения порядка расчета платы за них. Таким образом, с 2015 года при любых нарушениях качества коммунальных услуг, а также непрерывности их предоставления собственнику следует обращаться именно
в управляющую организацию.