Главы без выбора
Главы без выбора
1 апреля 2015 г.
Похоже, мы с вами, дорогие земляки-южноуральцы, окончательно утратили доверие региональных властей. 12 марта решением областного Законодательного Собрания в закон «О порядке избрания глав муниципальных образований Челябинской области…» были внесены изменения, фактически отстранившие избирателей от участия в выборах глав муниципальных образований.
Единую модель вписали в вертикаль
Напомним, в начале марта вступили в силу изменения в федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (более известный как закон о местном самоуправлении – МСУ), которыми предусматривается возможность избрания главы муниципального образования не избирателями напрямую, а представительным органом из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. В нашей области свежая модель муниципального устройства так воодушевила «власти предержащих», что они в кратчайший срок сделали её единственно возможной.
Предыдущая попытка глобально перестроить систему местного самоуправления на региональном уровне, предпринятая осенью минувшего года, закончилась введением в Магнитогорске (как, впрочем, и в большинстве южноуральских городов) института сити-менеджера – назначаемого руководителя администрации. Но не сбылось. Даже не успев опробовать новшество, региональные парламентарии вновь всё переиграли. Законопроект был принят в экстренном порядке, на внеочередном заседании ЗСЧО. За новую модель МСУ проголосовали 45 из 56 депутатов. (Восемь были «против», двое воздержались и один не голосовал).
Отныне руководитель администрации будет не просто нанятым «заведующим хозяйством», а полноценным главой города или района, как говорится, «со всеми вытекающими»: полномочиями, статусом и прочим. Только выбирать его будут не жители, а депутаты. Из кандидатур, предложенных конкурсной комиссией, наполовину состоящей из представителей губернатора, на другую – из делегатов от местного депутатского корпуса. Иными словами, вводится дополнительный «фильтр», позволяющий пропускать «к рулю» лишь тех, кто устраивает в первую очередь саму власть.
Единая схема: в главы – по конкурсу и с одобрения местных «парламентов», в депутаты – по одномандатным округам, – утверждена для большинства муниципальных образований Челябинской области. Только в трёх сельских районах представительные органы будут формироваться путём делегирования глав и депутатов местных поселений.
Доводы в пользу очередной реформы МСУ почти дословно повторяют те, что всего-то полгода назад приводились в обоснование повсеместного введения «сити-менеджерствования». Укрепится властная вертикаль. Муниципальная власть унифицируется и будет единой на всех уровнях. Возрастёт «вес» депутатских мандатов. Сокращение количества выборов сэкономит бюджетные средства. Единственный новый аргумент: исчезнет «путаница у населения», которое-де не способно разобраться, кто такой сити-менеджер и за что он отвечает.
В свою очередь, «население» призывают «ответственнее отнестись к процедуре выборов, так как теперь свои права по избранию глав муниципалитетов они делегируют депутатам». Но хотят ли эти самые «они» передавать кому-либо свои избирательные права? «Их» (то есть нас, рядовых избирателей) никто не спрашивал.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения…
…осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Из статьи 130 Конституции РФ
«Повышается ответственность населения за избрание депутатов. Они – представители населения, которые будут избирать глав, – цитируют вице-спикера ЗСЧО Семёна Мительмана областные СМИ. – Это нормальный институт выборщиков, который в ряде стран применяется и пользуется успехом».
Интересно получается: чуть что – костерим Америку на чём свет стоит, а как понадобилось обоснование для отмены прямых выборов – так заокеанский опыт превращается в пример, достойный подражания. Речь между тем идёт о Коллегии выборщиков в США – системе непрямых выборов, посредством которой там избирают президента и вице-президента страны. Муниципальную власть тамошние граждане выбирают непосредственно, прямым голосованием.
Выходит, нам хватает «коллективного разума» для того, чтобы выбрать достойного президента и губернатора, а для выборов местного главы – умом не вышли?
Да и что такое в нынешних реалиях «ответственный выбор депутатов»? Нет ни эффективных механизмов отзыва «народных избранников», забывших о своих предвыборных обещаниях и голосующих «как укажут», ни возможностей для прямого контроля. Смешно говорить об «ответственности избирателей» при отсутствии у них возможностей исправить содеянное.
Выслушают, но не услышат
26 марта в Магнитогорске стартовали публичные слушания по изменениям в Устав города, который якобы просто приводится в соответствие с федеральным и областным законодательством. Тем временем федеральный закон об МСУ предлагает три модели устройства местного самоуправления. На выбор. И во многих регионах тамошние власти оставили муниципалитетам конституционную возможность самим решать, кого выбирать, а кого назначать. Южноуральцев такого права лишили, закрепив на уровне региона общий для всех шаблон. Районные и городские депутаты, заметим, не возражали (ну разве что кулуарно).
Что же касается объявленных публичных слушаний – это, увы, формальность. Вдумайтесь в смысл слов: публичные слушания. Публичность означает открытость. Слушания подразумевают возможность услышать разные точки зрения (или хотя бы ознакомиться с ними). Каков порядок проведения подобной процедуры в нашем городе? Магнитогорцам предлагают изложить свои возражения на бумаге и направить в городское Собрание, где их рассмотрит очередная комиссия. На сей раз – комиссия по проведению публичных слушаний. За закрытыми дверями.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Из статьи 131 Конституции РФ
Если бы мнением магнитогорцев в частности и южноуральцев в целом действительно интересовались, то нашли бы возможность провести широкомасштабный и, главное, профессиональный социологический опрос. Причём не после принятия областного закона, а до того.
Неоднократно переписанный за последние годы федеральный закон о МСУ до сих пор не содержит ни одной нормы, обязывающей не только «рассматривать», но и учитывать мнение людей по вопросам, вынесенным на «публичные слушания» (кавычки здесь, как понимаете, вполне уместны). Более того, не предусмотрено и принятие решений по их итогам. Требуется только опубликовать результаты, пусть даже и в форме сухого статистического отчёта: проводились с такого-то по такое-то, приняло участие столько-то жителей, получено столько-то предложений… И «слушания признаны состоявшимися». Даже если в комиссию не поступило ни одного заявления.
Хотелось бы ошибиться, но лавины писем от возмущённых тем, что у нас, магнитогорцев, отнимают право выбирать главу Магнитки, даже не предвидится… Может, мы просто ещё не готовы быть гражданами, предпочитая оставаться «населением», за которое всё решает власть? Слишком уж легко, даже не пытаясь сопротивляться, мы отдаём права, закреплённые за нами Конституцией.