Нюансы капремонта: квитанционный бум
Нюансы капремонта: квитанционный бум
27 апреля 2015 г.
В середине апреля тема капитального ремонта домов вытеснила из по- вестки «приподъездного» общения даже предстоящий садовый сезон. На лавочках только и разговоров, что о новых платёжках: в почтовые ящики горожан попали первые квитанции от специализированной некоммерческой организации – фонда (СНОФ) «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» (далее – Регоператор).
Нечитабельное В стране, где, словами одного афористичного фермера, «уровень бреда давно уже превысил уровень жизни», сбываются самые нелепые предположения. Сказанное полушутя в марте: «И как же Регоператор собирается знакомить собственников с договором о формировании фонда капремонта на его счёте? Разве что многостраничный документ втиснут на оборотную сторону первой квитанции…», в апреле обернулось реальностью. Текст договора, налагающего на собственника жилья долговременные материальные обязательства, исхитрились ужать до половинки печатного листа. Даже человеку со стопроцентным зрением – не «по глазам». Исподволь напрашивается вывод: дабы не возникло желания читать. И обращать внимание на некоторые, мягко скажем, «неувязочки». Начать с того, что договор датирован первым марта 2015 года. Подписание подобных документов задним числом уже вызывает вполне обоснованные сомнения. К тому же у абсолютного большинства собственников не было возможности ознакомиться с проектом договора заранее: в частности, на официальном сайте Регоператора он появился лишь в первых числах апреля. Смущает и подпись. Восьмого апреля стало известно, что генеральный директор Регоператора Наталья Плюскова (её факсимильный росчерк скрепляет договор) уволена по собственному желанию. Одной из публично озвученных причин этой «условно добровольной» отставки стала ненадлежащая организация платёжной кампании. Кто заметил: дата выставления счёта-квитанции, размещённая в правом верхнем углу, – 31 марта 2015 года. До магнитогорцев «капремонтные» платёжки дошли лишь во второй декаде апреля, почти с двухнедельным опозданием. В областном офисе Регоператора прокомментировали: пока механизм доставки не отлажен, пеню за несвоевременную оплату начислять не будут. Как минимум в течение шести месяцев. Да и саму квитанцию трудно считать полноценным платёжным документом: реквизиты счёта, на ко- торый надлежит вносить деньги, пропечатались лишь частично. Кое-кто прямиком отправил сомнительного вида бумажку в мусорное ведро: «Не может так выглядеть квитанция от солидной организации!» Но больше всего «порадовала» схема действий, предложенная Регоператором на случай расхождения данных, разделения счетов и прочих уточнений, которые потребуется внести в квитанции. Нужно написать заявление (образцы – на официальном сайте), подписавшись заодно под согласием на обработку персональных данных, приложить к нему фото- или скан-копии документа, удостоверяющего личность, и свидетельства на право собственности, и отправить всё по электронной почте: fondkp74@mail.ru. Хорошо тем, кто в ладах с современными гаджетами. Остальным же предлагается прогуляться до почтового отделения и послать письмо с ксерокопиями в Челябинск. Но много ли найдётся желающих «разбрасываться» копиями правоустанавливающих документов? Брак ценой в полмиллиона Собранные с собственников средства в размере, не превышающем утверждённую минимальную ставку (в нашем регионе она равна 6,4 рубля с квадратного метра общей площади помещения), могут использоваться только на капитальный ремонт. Текущую деятельность Регоператора – от оплаты труда сотрудников до расходов, связанных со сбором платежей, – финансирует областная казна. И счёт, как пони- маете, идёт не на рубли. Некоторое представление об объёмах бюджетных средств, переданных в распоряжение Регоператора, даёт объявленный в январе нынешнего года конкурс по выбору организации, которая займётся распечаткой и доставкой счетов-квитанций. Из конкурсной документации следует: ежемесячно по городам и весям Южного Урала нужно разносить более миллиона платёжек. Цена одной квитанции – 4,09 рубля с учётом НДС: 83 копейки – за распечатку, 3,26 рубля – за доставку. За десять месяцев – с марта по декабрь 2015-го – только на эти про- стейшие операции будет потрачено порядка 41,4 миллиона рублей. На долю Магнитогорска из «общеоб- ластной» суммы приходится более пяти миллионов. Или порядка пятисот тысяч ежемесячно. Дороговато обошлись нечитаемые квитанции.
Вышеозначенный конкурс выиграло областное УФПС. Проще – южноуральское подразделение «Почты России». О других претендентах информации, увы, не нашлось. И, если принять во внимание условия конкурса, таковые вряд ли имелись. Вся территория области, за исклю- чением ЗАТО (Снежинска, Озёрска и Трёхгорного), была разбита на три довольно крупных лота, в каждом из которых – по нескольку городов и сельских районов. Организации со столь широким территориальным «охватом» можно пересчитать по пальцам. Резоны Регоператора ясны: проще заключить несколько крупных договоров, нежели возиться с «мелочью». Но на таких условиях местные расчётно-кассовые центры, подобные нашему ЕРКЦ, не могли претендовать даже на участие, поскольку работают в пределах одного города или района. Заметим: предметом конкурсных торгов, помимо распечатки и доставки квитанций, был «приём платежей физических лиц при оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на счёт Регионального оператора», причём без взимания комиссии с плательщика. Но на прямой вопрос о возможности оплатить квитанцию на почте сотрудница Регоператора выдала расплывчатое: «Уточняйте в отделениях». «Юрьев день» капремонта В течение полугода южноуральцам надлежало определиться, как копить на капремонт: на спецсчёте или в «общем котле»? Жилищный кодекс, к слову, даёт собственникам восемь месяцев со дня публикации региональной программы, но наш Регоператор «зарезервировал» два из них на «урегулирование технических вопросов». Ни по Магнитогорску в частности, ни по области в целом «выборного» ажиотажа не наблюдалось. В итоге, по данным регионального Минстроя, индивидуальные счета открыли порядка 1200 «многоквартирников». Жильцы 364 домов осознанно предпочли общую копилку Регоператора, понимая, что собрать необходимую сумму за короткий срок они вряд ли смогут. На фоне 20 тысяч домов, включённых в региональную программу капитальных ремонтов, – негусто. Остальные промолчали. Отчасти по неведению, отчасти из-за присущей большинству инертности в вопросах, касающихся судьбы общедомового имущества. Не стал примером для подражания и самый крупный магнитогорский собственник жилья – город. Органам местного самоуправления надлежало созвать общие собрания в домах, где есть муниципальные «площади». А в ноябре-декабре минувшего года – организовать выборы в домах, жильцы которых сами не смогли определиться. «Твоей Трибуне» известен лишь один – но весьма показательный – пример исполнения этих требований. В начале зимы объявления о проведении общих собраний (инициатор – УЖКХ, в повестке – выбор способа формирования фонда капитально- го ремонта) появились в ряде домов по Набережной и Октябрьской. К назначенному времени их жители, в большинстве – пенсионеры (а кого ещё управление ЖКХ рассчитывало собрать в середине рабочего дня?), выходили во дворы. Потоптавшись на крепком морозе – кто по сорок минут, а кто и по часу, – вынуждены были разойтись: от администрации так никто и не явился. «Разве можно так издеваться над людьми?!» – кипели гневом продрогшие участники несостоявшихся собраний… Логика федеральных законодателей: кто захочет – сам решит, а безынициативным самое место в «общем котле». Туда, на вполне законных основаниях, и отправили абсолютное большинство магнитогорских домов. Меткость пословицы про «пока гром не грянет» в который раз подтвердилась: массовый интерес к теме капремонта возник лишь после того, как Регоператор потребовал установленную законом плату. Зазвучали вопросы, которые можно (да и нужно) было задавать ещё год-другой назад. Глядишь, под грузом общественного недовольства клубок противоречий, попавших в Жилищный кодекс, хотя бы начали распутывать.
При всём «богатстве» выбора… С тем, что «капиталить» дома не- обходимо, никто не спорит. Но ни один из предлагаемых сегодня вариантов большинство собственников не устраивает. Отдавать деньги Регоператору, который организует капремонт по принципу кассы взаимопомощи, опасаются. Программа рассчитана на три десятка лет, но нет никаких весомых гарантий, что средства не будут банально разворованы, что их не «съест» инфляция, что в случае банкротства Регоператора рядовой плательщик сможет без проблем вернуть свой «вклад». Прописанная в законе «субсидиарная ответственность Челябинской области за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах», увы, не успокаивает. У нас много чего и много кому должны «за счёт бюджетных средств» (к примеру, отремонтировать дома, где капремонт полагался, но так и не был проведён на дату приватизации первой квартиры), только выбивать подобные обязательства приходится годами и судами. «Рулить» процессом самостоятельно, открыв спецсчёт, не горят желанием. Что, в общем-то, тоже объяснимо: организацией ремонта – от разработки проектной документации до сбора платежей и взыскания недоимок – придётся заниматься самим. Но ни знаний, ни опыта в решении подобных вопросов у основной массы нет. А тем немногим, кто таковыми обладает, не очень-то хочется трудиться на «общедомовое» благо на голом энтузиазме. От иных соседей и «спасиба» не дождёшься. Кроме того, до сих пор нет ясности в двух ключевых вопросах: страхование вкладов на спецсчетах и возможность льготного кредитования. Ещё один вариант: с января 2015-го спецсчёт для дома может открыть управляющая компания. Но такую возможность толком почти никто не рассматривал: не до того сейчас «управдомам», им бы процедуру лицензирования пройти. Не будем забывать: изменить способ накопления можно в любое время, оформив надлежащим образом решение общего собрания. Другое дело, что уйти со спецсчёта в «котёл» Регоператора можно за месяц, а перевод средств на индивидуальный счёт займёт не менее двух лет. Впрочем, сейчас региональные власти рассматривают возможность сократить этот срок до года. * * * Успех масштабной реформы обеспечивается либо массовыми репрессиями, либо множеством сторонников. Причём сторонников просвещённых. Если бы центральные телеканалы уделяли популяризации новой системы капитальных ремонтов столько же внимания, сколько событиям в сопредельном государстве, сдвиги в массовом сознании хотя бы наметились. Пока же тем, кто активно интересуется темой, приходится едва ли не по крохам собирать достоверную информацию. Её удручающе мало на любом уровне: от федерального до муниципального. Вместо конкретных, применимых на практике рекомендаций, – бравурные рапорты чиновников. Вместо реалистичных экспертных оценок – песенки про прекрасную маркизу, у которой, как известно, «всё хорошо, всё хорошо».