В борьбе за собираемость платежей
В борьбе за собираемость платежей
14 июля 2015 г.
9-го июня Госдума приняла сразу в двух чтениях законопроект о повышении платёжной дисциплины в сфере ЖКХ (иначе – №500410-6). В двадцатых числах документ рассмотрел Совет Федерации, а там рукой подать до президентской визы и официальной публикации. «Пертурбации» уготованы не только Жилищному кодексу, но и целому ряду федеральных законов.
Штрафы те же
Наиболее шумно обсуждаемая новация – увеличение пени за просрочку жилищно-коммунальных платежей с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ – в итоговую версию документа не вошла. Но намерение правительства увеличить штрафные санкции для задолжников с повестки не снято. На осенней сессии Госдумы будет рассмотрен куда более жёсткий вариант, предложенный Минэнерго (авторство отклонённых поправок – за Минстроем). Он предусматривает увеличение пени в 2,3 раза, что, по сути, уравняет просроченные платежи с коммерческими кредитами. Причём налагать штрафные санкции планируется с 31-го дня просрочки.
Федеральная власть прекрасно понимает и порой даже публично признаёт, что львиная доля вины за долги, скопившиеся в отечественном ЖКХ, лежит отнюдь не на рядовых жильцах. Выступая на правительственном часе в Госдуме, министр энергетики Александр Новак заявил, что «население является на сегодняшний день самым лучшим плательщиком»: сборы за электроэнергию, к примеру, составляют 98% от начисленного. Тем временем юридические лица продолжают наращивать задолженность.
Наиболее проблемная группа – так называемые «неотключаемые потребители»: учреждения образования и здравоохранения, воинские части, тюрьмы и прочие бюджетные организации. Но вместо того чтобы разбираться с «распорядителями бюджетов», власть почему-то решила в очередной раз «покошмарить» граждан.
Другое платёжное «нововведение» – штрафные санкции для потребителей, не установивших в своих домах и квартирах приборы учёта, – де-юре было закреплено ещё в апреле 2013-го. Правда, не Жилищным кодексом, а постановлением правительства, в соответствии с которым нормативы на электро- и водоснабжение для «неоприборившихся» жильцов с 1-го января 2015 года повышаются на 10% каждые полгода. Так что ничего принципиально нового.
Замглавы федерального МинстройЖКХ Андрей Чибис обосновал необходимость этой меры… борьбой с нелегальной сдачей квартир (?!). Крайне сомнительно, что повышение статуса уже действующей правовой нормы подвигнет их собственников на установку расходомеров. Представьте: проживает десять квартирантов, а прописан один-единственный владелец жилья, которому начисляют платёж по нормативу. Сколько лет потребуется, чтобы сумма добавленных ему «штрафных» киловатт или кубометров хотя бы сравнялась с реальным потреблением? Скажем сразу: при ныне применяемом алгоритме это недостижимо.
К тому же законотворцы начисто позабыли ещё об одной из давно уже существующих норм. В федеральном законе №261-ФЗ «Об энергосбережении» (часть 12 статьи 13) чётко прописана обязанность ресурсоснабжающих организаций по истечении сроков, отведённых собственникам «объектов», в том числе жилых, на добровольную установку счётчиков, «совершить действия по оснащению приборами учёта». Причём, заметим, не задаром: понесённые расходы взыскиваются с владельцев недвижимости. Если бы данное требование исполнялось, после 1-го июля 2013 года такого числа «неоприборенных» домов и квартир просто не осталось бы. Но напомнить об этом поставщикам ресурсов никто не удосужился, не говоря о введении каких-либо санкций за игнорирование предписаний закона. Отдуваться придётся, опять-таки, рядовым собственникам жилья, которых «обременили» аж на уровне Жилищного кодекса.
ОДН – в «содремжил»
С 1-го апреля 2016 года начисления за общедомовые нужды переместятся из «коммунальной» части квитанций в «жилищную».
В соответствии с изменениями, которые вносятся в статьи 154 и 156 ЖК РФ, в платёж за содержание жилого помещения будет включена плата за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, а также отведение сточных вод, «потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ». (Как заметил внимательный читатель, ОДН по водоотведению возвращаются).
Объёмы «нужд» будут фиксированными, в размере утверждённых региональными властями нормативов. Порядок их расчёта определит правительство РФ. Особо занимательно, что новоиспечённые жилищные услуги будут обсчитываться по тарифам, установленным для услуг коммунальных. Но такие «перлы» наших законотворцев не смущают.
Для чего всё это? Как уверяют авторы инициативы, «уйдут в прошлое споры о размерах начислений, тщетные попытки жильцов проверить их обоснованность, а также обременение добросовестных потребителей оплатой всех «небалансов» по дому».
«Свежо предание, да верится с трудом». Просто потому, что в действующем законодательстве уже прописан механизм ограничения ОДН нормативными величинами. Пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг (иначе – Постановления Правительства РФ №354) обязывает управляющие организации предъявлять жильцам к оплате ОДН в объёме не выше установленных нормативов на «общедомовое» потребление.
В середине мая Судебная коллегия Челябинского областного суда рассмотрела апелляцию по, без преувеличения, знаковому делу (в банке судебных документов оно значится под номером 11-5314/2015). Прокурор одного из районов областного центра обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц – жителей 17-ти многоквартирных домов. Предмет иска – незаконные действия управляющей компании по начислению платы за ОДН в домах, оборудованных коллективными приборами учёта.
Суть претензий надзорного органа: управляющая компания не имела права начислять плату за воду, израсходованную на ОДН, при отсутствии утверждённого норматива. (Напомним: на Южном Урале норматив на «водные» общедомовые нужды действует лишь с 1-го января 2015 года). При этом никаких решений об оплате всего «небаланса» по дому собственники на общих собраниях не принимали.
Решения судов – как первой инстанции, так и апелляционной, – оказались не в пользу жилищной организации. «Управдомов» обязали провести перерасчёт платы за период с июня 2013-го по декабрь 2014-го по всем заявленным в иске домам. Даже по самым скромным подсчётам их жильцам должны будут вернуть в общей сложности порядка 7,5 миллиона рублей.
РЕШЕНИЕМ СУДА
Верховный суд РФ в своём решении от 11 июня 2013 г. №АКПИ 13-205 указывает: порядок распределения между потребителями объёма коммунальной услуги, предоставленной за расчётный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Остаётся добавить: прокуратура пошла по пути, проторённому одиноким бойцом коммунального фронта – пенсионером Александром Хоменко, который несколькими месяцами ранее по суду добился возврата незаконно начисленной платы за общедомовые нужды. (В домах, которые до 1-го апреля нынешнего года были на непосредственном управлении, такое, увы, невозможно).
И тем не менее: выигранные жильцами и прокуратурой судебные тяжбы так и не стали поводом навести порядок в расчётах. Тому же Хоменко как начисляли, так и начисляют ОДН «по приборам», без оглядки на норматив.
Пример, на наш взгляд, исчерпывающий.
От перемены места…
…ОДН в квитанциях проблема «небаланса» не исчезнет. Сам собою не снимется и вопрос: кто и на каких основаниях должен оплачивать разницу между «общедомовым» потреблением по нормативу и по факту?
Сторонники законопроекта заявляют: «Логика очевидна. Управляющая организация – исполнитель услуг, нерационально организующая работу общедомового оборудования, обязана оплачивать свою бездеятельность или непрофессионализм».
Противники цитируют статью 15 Гражданского кодекса: возмещать убытки должен тот, по чьей вине они возникли. Поэтому взваливать «небаланс» на плечи управляющих компаний неправомерно, пока не доказана их вина в превышении норматива на ОДН.
Одно бесспорно: при постоянно растущей разнице между объёмами поставленных и оплаченных ресурсов долги управляющих компаний перед РСО начнут увеличиваться в геометрической прогрессии. И «управдомы» будут искать любую возможность избавиться от навязанных расходов. Один раз, помнится, им уже удалось отвертеться от ОДН, переведя «подведомственный» жилфонд на НСУ.
К слову, в домах, сохранивших непосредственное управление, порядок расчётов остаётся прежним: вся разница – на жильцах. Стоит только учесть, что законопроектом такая форма управления разрешена в домах с числом до 30 квартир (сейчас – до 16-ти).
Жильцам – клиентам управляющих компаний, если подумать, тоже нечему особо радоваться. Да, плата за ОДН станет фиксированной. Но не будем забывать: рост жилищных платежей, в отличие от коммунальных, государство не ограничивает. И даже если нет возможности увеличить тариф, можно пересмотреть норматив.
К тому же в законопроекте о повышении платёжной дисциплины прямо прописано: расходы граждан на оплату ОДН, понесённые ими в нынешнем году, не будут учтены при расчёте предельных индексов роста коммунальных платежей на 2016 год. Вот так, простенько и со вкусом, федеральные законодатели расширили поле для тарифных манёвров.
Санкции для исполнителей
Едва ли не главным достоинством законопроекта преподносится «усиление ответственности как недобросовестных потребителей, так и исполнителей услуг».
В недалёком будущем длительное отсутствие отопления или льющаяся из крана ржавая вода будут чреваты не только перерасчётом, но и штрафом в пользу потребителя. Аналогичные санкции вводятся за нарушение порядка начисления платы за коммунальные услуги, которое привело к её увеличению. По прогнозам экспертов, можно будет рассчитывать на 10-20 процентов от суммы, «неправедно» предъявленной к оплате. В самом законопроекте конкретных цифр нет: размер штрафов и порядок их взыскания определит правительство.
Любой, кто хоть единожды пробовал добиться перерасчёта по некачественной или отсутствующей коммунальной услуге, кто хотя бы раз пытался доказать, что ему неправильно начислили платежи, прочитав эти строки, скептически хмыкнет.
Вопиющие нарушения, как обычно бывает, очевидны всем (в том числе и суду, если обиженный потребитель до него дойдёт), но только не исполнителю услуги и не надзорным органам. Возвращаясь к делу Хоменко: жилинспекция, которая проводила проверку начисления платежей за ОДН по его заявлению, никаких нарушений не усмотрела.
Кроме того, штрафы будут накладываться не на организацию, а на «лицо, виновное в нарушении». Фамилия конкретной «Марь-Иванны», напортачившей в расчётах, вряд ли будет указана в квитанции. А чьё, позвольте спросить, «лицо» намерены привлекать к ответственности в случае сбоя в программном обеспечении при, как у нас любят говорить, «полностью автоматизированной системе расчётов»?
Словом, очередные и немалые сомнения в том, что новеллы дадут реально ощутимый эффект. Всевозможных «ответственностей» у нас и без того в избытке. Да вот беда: крайне редко и с огромным трудом удаётся найти и, главное, наказать ответственных.
Антихудожническое
Нововведения, из которых грамотный собственник способен извлечь некоторую выгоду, с повышением платёжной дисциплины никак не связаны. Целый пакет изменений – как полезных, так и не очень, – внесён в статьи Жилищного кодекса, посвящённые проведению общих собраний, полномочиям советов домов, капитальному ремонту.
Свершилось: решения и протокол общего собрания собственников помещений в МКД признаны официальными документами, что автоматически влечёт за собой уголовную ответственность за их подделку. На «управдомов» и ТСЖ возложили дополнительную обязанность: направлять копии таких документов в органы государственного жилищного надзора, где они будут храниться в течение трёх лет. И если в течение трёх месяцев подряд жилинспекторы получат два и более протокола общих собраний с решениями по аналогичным вопросам, им вменено в обязанность провести внеплановую проверку на предмет соблюдения требований законодательства.
Какой-никакой, но всё ж таки сдерживающий фактор для любителей «рисовать» результаты волеизъявления собственников по вопросам распоряжения общедомовым имуществом или «выборов» управляющей компании.